Л Лебедь, рак и щука в лодке телевидения

Цель данной статьи – пролить свет на неосознаваемую многими коллегами проблему. Эта проблема хорошо знакома телезрителям, но, несмотря на это, на протяжении долгого времени индустрия так и не решила ее в полной мере. Дальнейшее игнорирование сложившейся ситуации грозит сохранением тенденции старения телевизионной аудитории и потерей части существующей. А вот решение проблемы может принести дивиденды каждому участнику и положительно отразиться на индустрии в целом. Ключ к этому решению – в осознании того, что все участники рынка в лодке вместе и от каждого зависит судьба индустрии. Грести мы должны в одном направлении, так как у нас есть общая, единая стратегическая цель. Именно стратегическая цель, а не сиюминутная выгода.

Современные медиа: возможности, функции, тенденции

Модель медиапотребления. В современном информационном мире важнейшей задачей медиаресурса является возможность быстрого и удобного предоставления информации. Медиапотребитель нового формата не готов тратить время на просмотр того, что ему неинтересно, мириться с тем, что у него ограничен выбор, и не будет чрезмерно тратить время и силы на добывание интересующего контента. Не потому что лень, а потому что ценит собственное время. Важно, что медиапотребитель оперирует единицей контента и вся система взаимодействия строится на этом. Среда медиапотребления предоставляет такие функции:

1) навигация – выбор канала, категории, жанра, контента, постановка на паузу, перематывание на начало, система рекомендаций;
2) социальные функции – пометка "нравится/не нравится", комментарии (выразить свою точку зрения и узнать чужую), поделиться;
3) планирование – добавить в избранное канал/контент, напомнить, подписка.

Измерения медиапотребления. Современная среда медиаизмерения работает в режиме реального времени и позволяет определить социально-демографические показатели, такие, как пол, возраст и т.д. Для телевидения это означает возможность в прямом эфире не только отслеживать количественные показатели аудитории, но и получать социально-демографические данные, причем не по узкому кругу заранее определенных абонентов, а по всей совокупности.

Обязательным является условие единого контентного поля. Так же, как зритель оперирует контентом, медиаизмерения работают над строго определенной единицей контента. Этот конкретный контент во всех средах должен однозначно идентифицироваться. Сама же единица контента имеет набор метаданных, таких, как категория, жанр, тема и т.д. Такие измерения дают много полезной информации для индустрии, но самая главная их польза – это определение групп медиапотребителей, максимально эффективное программирование и создание на их основе контента, в полной мере удовлетворяющего интересам этой группы.

Современные ТВ-медиа: проблемы, решения

После описания общего состояния рассмотрим ТВ-медиа и то, насколько они отвечают запросам потребителей контента. Далее будем рассматривать только IPTV/OTT-проекты, так как в среде DVB возможности сильно ограничены или сложно реализуемы и перспектив идти в ногу со временем у нее практически нет.

Навигация

На проектах повсеместно отсутствует возможность оперировать контентом. Вместо этого есть возможность оперировать телеканалами и эфирными событиями, что совсем не одно и то же. В таком подходе нет возможности показать ленту всех серий телесериала или всех выпусков новостей, так как события никак не связаны между собой. А это один из основных сценариев использования навигации. Пользователь хочет знать, когда были или будут другие серии/выпуски. Опять же, при формировании ленты нужно убрать дубли, иначе она напоминает задачу "угадай последовательность" – серия 1, серия 2, серия 1, серия 1. Ну и высший пилотаж – это отметка ранее просмотренных серий.

Еще одна проблема – перематывание на начало, в том числе при записанной передаче (catch-up). Причина тому – неточное время программы передач телеканала. Эту проблему можно и нужно решать. Функции отложенного просмотра должны быть. Вариантов реализации и монетизации несколько. Нужно искать пути решения. Отказать зрителю в этом праве – не стратегическое решение. Подумайте о завтрашнем дне!

Ну и отсутствие рекомендаций. Понятны такие аргументы, как "телеканал – это и есть система рекомендаций", но что делать, если вдруг на канале повтор передачи или она не заинтересовала зрителя? Просто так отпустим его на поиски в другие медиаресурсы без возможности вернуть в определенное время? Мне кажется, любому бизнесу непозволительно так разбрасываться лояльными клиентами. Наша общая задача – привлечь и удержать зрителя перед телевизором как можно дольше, разве не так?



Социальные функции. Невозможность оперировать контентом отражается и на том, что оценить/прокомментировать/поделиться можно только конкретным эфирным событием. Но ведь выход контента может повториться в другое время как на том же, так и на другом канале. Как при этом связать все оценки/комментарии и сохранить их на все время? 
Другая проблема – отсутствие общей идентификации. Нельзя поделиться, например, с другом, который пользуется услугами иного оператора. По этой же причине нет возможности видеть оценки и комментарии, собранные в сетях всех операторов. 
 
Планирование
 
Один из востребованных сценариев на ТВ – подписка на новые серии/выпуски сериала или новинок на телеканале (новый фильм, новое ток-шоу и т.п.). Ну и, само собой, избранный контент. 
 
Особое внимание хочется уделить точности программы передач (ПП) и оперативности внесения изменений. Каналам нужно четко понимать, что ПП – это способ взаимодействия со зрителем. Неточная/неполная информация отбивает желание пользоваться этим инструментом и, наоборот, точность и полнота информации привлекут внимание к эфиру телеканала.
 
Измерения
 
Агрегированные измерения на разных платформах по контенту ТВ могут работать на благо индустрии. Это точные, полные и оперативные измерения. Для этого требуются достоверная программа передач, единая идентификация контента и учет интересов всех участников.
 
Заключение
 
Коллеги, сложившаяся ситуация просто обязывает нас объединиться и совместно координировать действия. Чтобы не остаться у разбитого корыта, нужно грести в одну сторону – в сторону телезрителя.



Вернуться к списку

акции и спецпредложения